ТЕМА 7. Законодательство о защите прав потребителей
Отношения, регулируемые законодательством. Обязанности и права изготовителей продукции. Срок службы товаров, срок годности. Гарантийные сроки.
Права потребителей. Право на безопасность товара, право на информацию, право на просвещение по защите прав потребителей, право на объединение в союзы потребителей, права потребителя при обнаружении недостатков товара и выполненной работы. Защита прав потребителей в суде.
Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. Сроки предъявления потребителям требований в отношении недостатков товара. Замена товара. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя.
Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы.
Методические указания
Федеральный закон "О защите прав потребителей" определяет права и обязанности изготовителей и продавцов продукции и потребителей.
Основная обязанность изготовителя товаров (работ, услуг) заключается в передаче потребителю такой продукции, качество которой соответствует договору или целям, для которых она используется. Изготовитель также обязан обеспечивать возможность ремонта и технического обслуживания товара, безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о продукции.
Изготовитель устанавливает следующие сроки.
1. Срок службы - на товар (работу), предназначенный для длительного использования. Это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
2. На продукты питания, товары бытовой химии и т.д. Изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
3. Изготовитель также вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка потребитель вправе потребовать по выбору: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, соразмерного уменьшения покупной цены, замены на товар другой марки, расторжения договора купли-продажи. Статья 29 закона фиксирует аналогичные требования потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), которые должны быть удовлетворены в течение гарантийного срока.
Изготовитель несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе. Он несет имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара.
Необходимо рассмотреть права потребителей. Важнейшим из них является право на безопасность товара. При этом требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и продавце, и о реализуемых товарах. Следующее важное право заключается в праве потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Потребители могут объединяться в союзы потребителей, при необходимости обращаться в суд.
Особое внимание следует уделить главе II этого закона. Здесь показано, как защищаются права потребителей при продаже товаров. Следует рассмотреть все правомерные возможные действия потребителя при продаже товара ненадлежащего качества и обратить внимание на сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара (это гарантийные сроки и сроки годности). В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель может предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение не более чем двух лет со дня передачи его потребителю.
Следует рассмотреть, как производятся расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества, какую ответственность несет продавец (изготовитель) за просрочку выполнения требований потребителя.
Контрольные вопросы и задача
1. Какие права имеют потребители при обнаружении недостатков в купленном товаре?
2. Чем отличается понятие "срок службы товаров" от "срока годности"?
3. Елисеева приобрела в магазине телевизор. Через 20 дней после покупки телевизор вышел из строя. Покупательница потребовала замены телевизора, ссылаясь на наличие в магазине телевизоров этой марки, а также на свое нежелание устранять неисправность в гарантийной мастерской.
Каков порядок обмена товаров, для которых установлены гарантийные сроки? Обязан ли магазин произвести обмен телевизора в данном случае?
Темы рефератов
1. Права потребителей в России.
2. Обязанности изготовителя товара.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997, ч. 2, разд. 4.
20. Семейный кодекс. М., 1997.
21. Кодекс законов о труде РФ. М., 1996.
|