Кафедра "Экономическая теория, политика и право" /ИМЭК/
ИНФОРМАЦИЯ
история
преподаватели
фотографии
 
публикации
  СТАТЬИ о М. ФИНЛИД

СТАТЬЯ 1. М. Финли: Опыт реконструкции биографии учёного
 
Последние десятилетия развития англо-американского антиковедения тесно и неразрывно связаны с именем Мозеса Финли (1912-1986 гг.). Он известен как оригинальный ученый, автор большого количества работ по различным проблемам античности. Пройденный М. Финли большой творческий путь, прерванный смертью в июне 1986 г., позволяет в полной мере оценить масштаб его личности, ведущую роль исследователя в изучении основополагающих вопросов истории древнего мира.
 
Известно, что личная судьба человека так или иначе связана с эпохой, обществом и другими компонентами социального окружения. Жизненный путь личности представляет собой процесс развития и жизнедеятельности индивида в данной общественной среде. Чем значимее личность, тем рельефнее проявляется ее жизненный путь. Он не является лишь рассмотренной в пространстве и времени событийной стороной жизни человека, определяясь подчас внутренне обусловленными причинами в соответствии с характером, целями и идеалами личности1.
 
К сожалению, имеющиеся источники не всегда дают возможность раскрыть побудительные причины различных поворотов жизненного пути М. Финли. В этой связи перед исследователем в ряде случаев встает задача научно-обоснованной реконструкции личностных мотивов тех или иных действий. Тщательное изучение фактов, а также попытки проникновения во внутреннюю логику поведения ученого позволяют воссоздать его жизненный путь как индивидуальную историю, с присущими ей вехами, закономерностями и динамикой. М. Финли (Финкельштейн) родился 20 мая 1912 года в г. Нью-Йорке в США2. По некоторым данным, со стороны матери он происходил из семьи Каценеленбоген, сыгравшей важную роль в еврейской культуре Европы, начиная с 1-й половины XVI века. Многие представители этой семьи принадлежали к великим раввинам. А. Момильяно вспоминал, что М. Финли любил с улыбкой намекать на свое родство с раввином Лёбом из Праги, знаменитым создателем легендарного голема3. Юный Мозес получил традиционное религиозное образование в семье и в еврейской семинарии г. Нью-Йорка4.
 
Способности к науке (в особенности к классическим дисциплинам) проявились у него очень рано. Уже в пятнадцать лет М. Финли заканчивает Сиракузский университет и становится бакалавром искусств. Затем он продолжил образование на историческом факультете Колумбийского университета, где в 1929 г. в возрасте семнадцати лет он получил степень магистра искусств в области государственного права5.
 
Анализ воспоминаний М. Финли, посвященных годам учебы позволяет сделать вывод о глубокой внутренней неудовлетворенности студента престижного вуза содержанием процесса обучения. Болезненно переживаемый в стране экономический спад и появление фашизма, активно распространявшегося в странах Европы заставляли не только проанализировать происходившие события, но и определить собственную политическую позицию. Лекции и семинары, не претерпевшие изменений с довоенных времен, не могли дать ответов на вопросы, встающие перед готовящимся выйти в жизнь молодым человеком. М. Финли, находившийся в университете, по его словам, будто в башне из слоновой кости, ощущает острую потребность обратиться через изучение истории к современности6. "Мы, - писал ученый, вспоминая то время, - растущие в трудном мире, полном проблем, которые, как мы полагали, требуют немедленного решения, искали объяснения и пытались понять настоящее в изучении прошлого"7. Стремясь пополнить свои знания М. Финли обращается к работам М. Блока, А. Пиренна, М. Вебера, З. Фрейда, Г. Моска и В. Парето, изучает сочинения К. Маркса8. Следует подчеркнуть, что марксизм сыграл достаточно большую роль в становлении мировоззрения юноши и оказал серьезное воздействие на его исторические взгляды.
 
Среди преподавателей, пробудивших интерес к изучению античности, можно назвать известного ученого У. Уэстерманна, начинавшего в то время разрабатывать комплекс вопросов, связанных с формами рабской зависимости9. Его воздействие проявилось позднее в обращении М. Финли к этой ключевой проблеме истории древнего мира.
 
Закончив университет, М. Финли с 1930 по 1933 гг. занимается исследовательской деятельностью в редакции "Энциклопедии социальных наук". Много позже, в 1968 г., ученый напечатает в новом издании этого многотомного труда обобщающую статью "Рабство"10.
 
С 1933 г. в Колумбийском университете начинается преподавательская работа М. Финли в качестве ассистента профессора римского права А. А. Шиллера. В течение 1934-1935 учебного года начинающий ученый избирается там же членом совета исторического факультета. В это же время М. Финли устраивается на половину ставки преподавателем истории в Сити-колледж г. Нью-Йорка, где работает до 1942 г. Историк отмечал, что влияние на него А. Шиллера привело его к пониманию значимости изучения права в исторических исследованиях11. Это осознание определило выбор темы для первой статьи М. Финли, опубликованной в 1934 г.12. Она была посвящена разбору правового положения указов римских императоров. В статье М. Финли попытался исследовать все упоминания об указах, чтобы, уточнив их классификацию, решить проблему исторической надежности этой группы источников римского права13. В дальнейшем история Рима, по большей части, оставалась вне пределов внимания М. Финли. Однако зарубежные исследователи его творчества отмечают, что историк впоследствии неоднократно обращался к правовым документам, делая их предметом изучения уже применительно к Древней Греции14.
 
В 1935 г. М. Финли в статье об афинской торговле, написанной под руководством У. Уэстерманна, ставит разработанные им впоследствии вопросы экономической истории античности15. Молодой ученый подвергает сомнению возможность использования категории "капитализм" применительно к древнегреческой экономике, вступая в полемику с такими видными исследователями как М. Вебер и Р. Пельман. В работе детально рассматривались все греческие термины, передающие понятие "торговец".
 
Первые статьи М. Финли, как признавал позднее сам автор, были довольно традиционны, лишены оригинальности16. Преобладающий в них описательный подход не выходил за рамки общепринятого. Можно предположить, что нежелание историка идти общим путем побудило его в этот период не публиковать новых исследований, ограничившись лишь рецензиями.
 
Постепенно М. Финли приходит к необходимости освободиться в своих работах от влияния предшествующих авторитетов, обновить методологические основы антиковедения при помощи использования различных направлений общественной мысли Запада.
 
Идейно-теоретическая эволюция взглядов молодого историка происходила под влиянием тесного сотрудничества с эмигрировавшими в США выдающимися представителями немецкой философии, которых привела в эту страну победа нацизма в Германии, в особенности с М. Хоркхаймером и Г. Маркузе17.
 
Начало контактам было положено, видимо, в 1934 г., когда в Нью-Йорк переезжают сотрудники Института социальных исследований, начавшего функционировать при Колумбийском университете. Институт возник при университете г. Франкфурта-на-Майне и, с приходом в 1930 году к его руководству М. Хоркхаймера (1895-1973 гг.), стал центром нового философского направления - "Франкфуртской школы"18. В философской литературе выделяется два поколения Франкфуртской школы - "старшее" и "младшее". М. Финли оказывается в сфере интеллектуального воздействия представителей "старшего" поколения: М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Т. Адорно, Э. Фромма, Л. Левенталя. С ними были связаны К.-А. Витфогель, Г. Гроссман, Ф. Нойман и В. Беньямин19.
 
М. Финли участвует в организованных философами семинарах и в 1935 г. печатает в "Журнале социальных исследований", издававшемся М. Хоркхаймером, свою первую рецензию, посвященную вышедшим к этому времени десяти томам "Кембриджской древней истории"20. Вплоть до 1942 г. им было написано еще четыре рецензии, ставшие на ряд лет основным видом научного творчества М. Финли. Он рецензирует книги Е. Чиккотти, одиннадцатый том "Кембриджской древней истории", работы В. Дюрана, Б. Фаррингтона и других21.
 
С 1937 по 1939 гг. ученый работает в Институте социальных исследований переводчиком22. Влияние М. Хоркхаймера и Г. Маркузе способствовало углублению и расширению методологической базы М. Финли, росту его интереса к работам К. Маркса, активно интерпретировавшегося представителями Франкфуртской школы. Кроме того, их критический подход к буржуазному обществу в целом и его традиционным ценностям в значительной степени способствовал формированию прогрессивного мировоззрения М. Финли, выразившегося, в частности, в поддержке республиканцев в период гражданской войны в Испании, деятельном участии в сборе средств для помощи СССР в годы Второй мировой войны и работе в Американском комитете защиты демократии и интеллектуальной свободы23.
 
Еще в 1932 г. М. Финли вступает в брак со школьной учительницей Мэри Тирс, которая до конца жизни осталась его незаменимой помощницей и верным другом24.
 
В конце 30-х годов происходит окончательный мировоззренческий разрыв М. Финли с устоями религиозной иудаистской культуры, в частности, проявившийся и в отказе от фамилии Финкельштейн25. Религиозность вообще не была свойственна личности Финли, и его отход от иудаизма не привел его к сближению с христианством, которое оставалось ему чуждым. Внутренняя психологическая сторона этого решения никогда не афишировалась М. Финли, но, по всей вероятности, оно далось ему нелегко и сопровождалось глубокими переживаниями. А. Момильяно, длительное время работавший в Великобритании и хорошо знавший М. Финли, отмечал в этом поступке "некоторые признаки ожесточенности"26. Во всяком случае, в последующих работах М. Финли крайне редки обращения к древнееврейской тематике, даже когда это могло быть прямо использовано в изучении проблем античности27.
 
С началом Великой Отечественной войны в США разворачивается широкая кампания солидарности с Советским Союзом. Нападение гитлеровской Германии на СССР привело к консолидации различных слоев американского общества и вызвало осознание общей для обоих народов опасности, исходящей от гитлеризма. Одним из проявлений антифашистской солидарности в американской общественной жизни явилось создание фонда "Помощь России в войне". Этот фонд был неправительственной организацией, объединившей в своих рядах представителей самых различных социальных групп. Одним из самых активных участников фонда стал М. Финли. Он отдает все силы его организации и занимает в нем различные руководящие посты, оставив ради этого на несколько лет (1942-1947 гг.) научную и преподавательскую деятельность. За годы войны фонд собрал и передал советскому народу около 50 млн. долларов в качестве безвозмездной помощи28.
 
За этот период М. Финли не опубликовал ни одной статьи. Первая после долгих лет перерыва рецензия появляется в печати лишь в 1948 г., а монографическое исследование - только в 1952 г. С 1948 г. историк возобновляет преподавание античной истории в Ратгерском университете (штат Нью-Джерси). В том же году его избирают членом руководящего органа американского Совета ученых, занимающихся социальными науками. Степень доктора философии в области истории, являющуюся приблизительным эквивалентом существующей в нашей стране степени кандидата исторических наук, М. Финли получил в 1950 г. в Колумбийском университете29.
 
Первая книга М. Финли "Исследование о земле и кредите в древних Афинах 500-200 гг. до н.э." была опубликована в 1952 г.30. В этой работе историк на основании анализа эпиграфических документов - закладных камней - приходит к аргументированному выводу, что в исследуемый период, несмотря на выраженную тенденцию к концентрации земли в руках крупных собственников, мелкое землевладение оставалось важным элементом аграрной структуры Афин.
 
Конец 40-х годов знаменуется в США резким усилением реакционных тенденций во внешней и внутренней политике. В обстановке истерии, вызванной "холодной войной" в стране усиливается влияние крайне правых, наиболее оголтелым из которых был сенатор от штата Висконсин Д. Маккарти, возглавлявший Комиссию Сената США по расследованию антиамериканской деятельности. Эта Комиссия, наряду с такой же комиссией Палаты представителей Конгресса, фактически присваивает себе неограниченную власть в стране и разворачивает беспрецедентную в истории США кампанию преследований инакомыслящих. На основании закона Маккарэна-Вуда, принятого в 1950 г., сотни общественных организаций были объявлены "организациями коммунистического фронта", а их членам было предписано отметиться в качестве иностранных агентов, при этом уклонение от регистрации наказывалось крупным штрафом и тюремным заключением31. Кроме того, широко практиковавшиеся обвинения в связях с так называемыми "коммунистическими организациями" влекли за собой потерю работы и занесение в "черные списки", не дававшие возможности вновь ее найти.
 
В результате безосновательных утверждений о проникновении коммунистов в правительственные организации и научные институты сенатская Подкомиссия по вопросам внутренней безопасности во главе с сенатором от штата Невада П. Маккарэном объявила о существовании в Институте стран бассейна Тихого океана, где, по ее мнений, влияние коммунистов было наиболее сильным, подпольной организации, руководимой из Москвы32. Под подозрение попали, в первую очередь, сорок шесть ученых, занимавшихся проблемами истории стран Дальнего Востока, особенно Японии33. Вызванный в Подкомиссию бывший коллега М. Финли по Институту социальных исследований, востоковед и социолог К.-А. Витфогель (Институт к тому времени уже возвратился в ФРГ) указал в августе 1951 г., лишь на М. Финли, как имевшего контакты с "заговорщиками"34. Можно предположить, что фигура М. Финли возникла не случайно. Его прогрессивная общественная деятельность наверняка была известна широкому кругу лиц. Помимо организаций, оказывавших поддержку Испании и СССР, М. Финли был секретарем Американского комитета защиты демократии и интеллектуальной свободы - объединения, включавшего, в основном, представителей интеллигенции, выступавших против гитлеризма35. Эта организация, по терминологии маккартистов, также могла быть отнесена к "прокоммунистической".
 
На основании показаний К.-А. Витфогеля и косвенных свидетельств Г. Массинга - другого сотрудника Института социальных исследований (к этому времени перешедшего в Ратгерский университет), М. Финли был вызван в Подкомиссию П. Маккарэна36. Представ перед сенаторами, он решительно отказался от сотрудничества с Подкомиссией, ссылаясь на Пятую поправку к Конституции США, позволяющую не свидетельствовать против самого себя37. В тех условиях подобного рода шаг, безусловно, требовал значительного гражданского мужества. В конце 1952 г. М. Финли в связи с этим был уволен из университета38. Поступок К.-А. Витфогеля вызвал резкое осуждение философов Франкфуртской школы39. Оставшись без работы и не имея возможности заниматься преподавательской деятельностью, историк получает неожиданную помощь от венгерского социолога, экономиста и этнографа Карла Поляньи, обосновавшегося с 1947 г. в США.
 
К. Поляньи родился в Будапеште в 1886 г. в семье инженера. Его отец был состоятельным человеком, но впоследствии разорился и Карлу пришлось после его смерти зарабатывать уроками на жизнь себе и матери. Став студентом юридического факультета Будапештского университета, он явился одним из основателей в ноябре 1908 г. "Кружка Галилея" - прогрессивного объединения, имевшего целью возрождение культурных традиций венгерского народа. Из этого кружка впоследствии вышел ряд видных деятелей революционного движения и культуры Венгрии40. За свои взгляды К. Поляньи был исключен из Будапештского университета и закончил образование в университете г. Коложвара41. Некоторое время он был даже Генеральным секретарем Радикальной гражданской партии, основанной в 1914 г., хотя занимал этот пост во многом номинально, не играя заметной политической роли. После первой мировой войны, в которой К. Поляньи принимал участие, его, тяжело больным, в 1919 г. привозят на лечение в Вену. Работая с 1924 г. по 1933 г. экономическим обозревателем одной из австрийских газет, он глубоко изучил международную экономическую жизнь. В 1933 г. социалистические убеждения К. Поляньи и еврейское происхождение его отца стали поводом к увольнению с работы, после чего последовала эмиграция в Великобританию, где он в конце 30-х годов читал лекции для рабочих42.
 
В 1947 г. К. Поляньи переезжает в США и становится профессором экономической истории в Колумбийском университете. Там он, годом позже, знакомится с М. Финли, который в этот период готовился получить степень доктора философии43. В Колумбийском университете К. Поляньи переходит от исследований капитализма к углубленному изучению традиционной и древней экономики. К 1948 г. он формулирует программу исследований происхождения экономических институтов, получившую позднее название программы "Изучение экономических аспектов начального роста", для выполнения которой создается специальная группа44. В это время в ней работают Д. Дальтон, П. Боханнан, М. Нэш, С. Белшоу, А. Оппенгейм и другие. В эту же группу в 1952 г. вошел и оставшийся без работы М. Финли45.
 
Начатую исследованием о закладных камнях тему, М. Финли продолжил в 1953 г. статьей "Земля, кредит и собственник в классических Афинах", в которой были намечены идущие от школы К.Поляньи основополагающие для дальнейшего творчества историка принципы46.
 
В интервью французскому антиковеду Ф. Хартогу он, в частности, отмечал, что одной из вещей, которой научил его К. Поляньи во время их совместной работы, было умение ставить "оперативные" вопросы, позволяющие выявить присущие древним обществам черты, отличающие их от современности47. К. Поляньи внушил историку мысль о необходимости глубокого теоретического осмысления фактического материала, ставшую отличительной чертой дальнейшего научного творчества М. Финли. Несмотря на то, что их сотрудничество продолжалось только до 1955 г., М. Финли на всю жизнь сохранил глубокое уважение к К. Поляньи, основанное не столько на общности взглядов, подчас различавшихся, но, скорее, на общности судеб и считал его одним из своих учителей48.
 
В 1954 г. выходит новая работа М. Финли - "Мир Одиссея", где он исследовал гомеровское общество, исходя из практики социально-экономических отношений того периода49. Под влиянием этноэкономической теории К. Поляньи антиковед вводит в свою историческую работу новую составляющую - этнографию. Предложенная французским ученым М. Моссом в известной работе "Опыт о даре" модель, была использована М. Финли для объяснения системы обменов в гомеровском обществе. В этой работе он отметил существенные различия между гомеровским и микенским периодами истории Древней Греции. В то время в антиковедении еще не было принято столь четкое разделение этих этапов.
 
Примечательно, что работа M. Финли была написана до публикации М. Вентрисом и Д. Чадвиком результатов дешифровки линейного письма Б. Эта работа послужила основой для развития целого направления в изучении гомеровских поэм50. Не имея возможности продолжать преподавательскую деятельность в США, М. Финли в 1955 году переезжает в Великобританию. У зарубежных исследователей, специально изучавших жизненный путь историка, или касавшихся его в общих работах, нет единства в оценке непосредственных причин, вызвавших столь серьезное по своим последствиям решение. Например, М. Де Санктис прямо не связывает отъезд из страны с показаниями К.-А. Витфогеля и привлечением М. Финли к работе Подкомиссии П. Маккарэна, делая основной упор на крушении идеалов и надежд, вызванном политической ситуацией в США51. В свою очередь, М. Джей считал, что именно эти обстоятельства, имевшие следствием запрещение преподавательской деятельности, способствовали эмиграции М. Финли в Великобританию52. Там, по 1964 год, он работает преподавателем классического отделения Кембриджского университета. Одновременно в 1960-1964 гг. ученый исполнял обязанности библиотекаря Джизус-колледжа того же университета53.
 
Кембриджский университет, с которым М. Финли будет связан до конца своих дней, представляет собой совокупность двадцати трех автономных колледжей, имеющих более важное значение, чем его факультеты. Своеобразие Кембриджа заключается в наличии научных руководителей, осуществляющих индивидуальные занятия с каждым студентом. Подобного рода система позволила М. Финли наиболее полно раскрыть свои педагогические способности. Студенты оценили в нем широту знаний, терпение и готовность всегда оказать помощь54.
 
М. Финли последовательно прошел в Кембридже различные ступени преподавательских должностей. В 1964 году, через два года после принятия британского гражданства, он избирается экстраординарным профессором социальной и экономической истории древнего мира. Экстраординарный профессор в Кембриджском университете обычно избирается на определенный срок, в отличие от должности профессора, выбираемого пожизненно. Этой должности М. Финли был удостоен в 1970 году, став профессором древней истории55.
 
Первые работы, написанные в Великобритании, продолжали исследование различных аспектов истории микенского и гомеровского обществ56. М. Финли рассматривает, главным образом, вопросы экономической истории. Продолжая исследование микенского общества, он углубляет намеченное ранее в книге "Мир Одиссея" положение о близости микенского хозяйства к древневосточным формам экономики. В то же время, характеризуя данные микенского дворцового архива, М. Финли отмечал иной характер хозяйственной жизни, чем тот, который нашел отражение в гомеровских поэмах57. Через несколько лет историк вновь обратился к проблемам гомеровского мира в статье "Троянская война"58.
 
В 1959 г. М. Финли издал отрывки работ Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Полибия, использовав существовавшие ранее английские переводы, подвергнув их некоторым уточнениям59.
 
В конце 50-х - начале 60-х гг. М. Финли обращается к обстоятельному анализу античного рабства. Эта тема становится одной из ведущих в его научной деятельности, что было обусловлено интересом идущим от У. Уэстерманна, влиянием работ К. Маркса и в тоже время общей ситуацией в антиковедении, определявшейся резким идеологическим противостоянием марксистского и немарксистского направлений. Последнее было представлено, главным образом, западногерманским историком Й. Фогтом, создавшим группу при Академии наук и литературы в г. Майнце. Одной из задач группы являлась критика работ советских историков, всегда уделявших большое внимание проблеме рабства. Перед М. Финли встает вопрос о собственном месте в этой дискуссии. Выбор был сделан на Международном историческом конгрессе в Стокгольме (1960 г.), где ученый решительно выступил против попытки подавить любое марксистское толкование рабства в древнем мире, предпринятой Й. Фогтом и его последователями60.
 
Позиция, занятая М. Финли на конгрессе, и его последующие работы по этой проблематике снискали ученому признание в научном мире и способствовали переходу от огульного отрицания к признанию права на существование марксистской концепции рабства в западном антиковедении61. Однако выступления М. Финли против исторических концепций, основанных на критике марксизма объясняются скорее протестом против идеологизации антиковедения, а не только желанием оградить марксистскую теорию от нападок ее противников.
 
В 1960 г. под редакцией М. Финли выходит сборник статей "Рабство в классической древности. Взгляды и разногласия", обобщивший разнообразие точек зрения на эту проблему в исторической науке62. В эту книгу ученый включил впервые изданную в 1959 г. статью "Была ли греческая цивилизация основана на рабском труде?", содержавшую важные концептуальные положения63. Затем, в течение нескольких лет, М. Финли публикует пять статей, в которых рассматривает социально-психологические и экономические аспекты форм зависимости в античном мире64. Детальное изучение этой проблемы позволило М. Финли сформулировать вывод о преобладании рабского труда в древнегреческой экономике. В интерпретации античного рабства, ученый, как указывается в отечественной историографии, в наибольшей степени приблизился к марксистскому пониманию роли и значения рабовладения в древнем мире65. Впрочем, вернее было бы отметить достаточно точное соответствие представлений антиковеда не столько марксистским, сколько современным взглядам на проблему рабства66. Итоговой в этом смысле стала для М. Финли книга "Античное рабство и современная идеология", представляющая собой переработку лекций, прочитанных им в конце 1978 г. в Коллеж де Франс67. В работе были поставлены важные вопросы, относящиеся к различным этапам существования древнего рабовладения, дан анализ этих этапов, предложены новые гипотезы. Кроме того, исследователь отрицает применение при анализе античной истории ряда важных для марксизма положений. В частности, М. Финли практически игнорировал понятие общественно-экономической формации и подвергал сомнению адекватность теории классов античному обществу68.
 
В период с 1959 по 1965 гг. М. Финли был секретарем университетского Филологического общества, а с 1967 по 1969 гг. историк избирался председателем Совета классического факультета Кембриджского университета. С 1969 г. он являлся главным редактором выходившей в Великобритании серии "Древняя культура и общество", в которой увидели свет работы известных американских и европейских специалистов по античной истории, например, А. Джоунза, К. Моссе и ряда других69.
 
В это время научная деятельность М. Финли приобретает все большее международное значение. Три раза, в 1962 г. (г. Экс-ан-Прованс), в 1965 г. (г. Мюнхен) и в 1978 г. (г. Эдинбург) М. Финли избирался членом организационного комитета секции античной истории международной конференции по истории экономики. На Международном историческом конгрессе в г. Брно в 1966 г. он возглавлял одну из секций70. Авторитет его был настолько значителен, что кандидатура М. Финли устраивала ученых всех направлений, в том числе, придерживавшихся диаметрально противоположных с ним взглядов. Это давало ему повод в шутку называть себя "дежурным историком"71. Ярким свидетельством научного авторитета М. Финли явилось приглашение его для чтения лекций в ряде зарубежных учебных заведений: в Ратгерский и Калифорнийский университеты (США) в 1972 г., в Коллеж де Франс (Франция) в 1978 г.72.
 
В 1972 г. М. Финли впервые получает в университете г. Лестера в Великобритании высшую в западной гуманитарной науке степень почетного доктора литературы. Впоследствии он получил ее также в Шеффилдском (Великобритания) и Саскачеванском (Канада) университетах в 1979 г.73.
 
Конец 1960-х - начало 1980-х гг. - наиболее продуктивное время в творчестве исследователя. Оно характеризуется широтой и глубиной охвата самых различных проблем древнегреческой истории, продолжением ее популяризации, начало которой было положено ранее74.
 
В сборник статей "Аспекты античности", опубликованный М. Финли в 1968 г. (второе дополненное издание - 1977 г.), он включил рецензии и популярные статьи, напечатанные в разное время, преимущественно, в массовых журналах75. В том же году ученый издал книгу "Античная Сицилия", представлявшую собой первую часть трехтомной истории острова, создававшуюся по инициативе Д. М. Смита76. Во введении к итальянскому изданию М. Финли отмечал, что несмотря на общедоступный характер, работа является оригинальным и самостоятельным исследованием77. В этой книге автор дал развернутый анализ прошлого Сицилии на фоне общеисторического процесса, вплоть до арабского завоевания VII в., широко используя античные источники, большое количество специальных исследований и новые археологические данные.
 
Как ученый М. Финли вообще отличался глубоким знанием античной археологии, ярким свидетельством этого стала работа "Ранняя Греция: бронзовый и архаический века" (1970 г., второе издание, расширенное на основании нового археологического материала - 1981 г.), построенная на детальном рассмотрении археологических источников, играющих важную роль в изучении начального этапа истории Древней Греции78. Прямым продолжением этой темы явился вышедший под редакцией М. Финли в 1977 г. "Атлас классической археологии"79.
 
Годом раньше М. Финли в соавторстве с Х. Плекетом подытожил многолетние изыскания в области древнегреческого спорта, выпустив предназначенную для массового читателя книгу, посвященную различным сторонам организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции, рассмотрев их программу, правила, тренировочный процесс, деятельность тренеров, территориальную и социальную принадлежность атлетов, окружавшую игры общественно-политическую и психологическую атмосферу80.
 
Важное место в научном наследии исследователя занимает изданная в 1973 г. обобщающая работа "Античная экономика", сравнительно быстро и полно проанализированная отечественной историографией81. В ней историк вновь подверг сомнению возможность применения марксистской теории классов к древнему миру и показал необходимость изучения тесной взаимосвязи социальных, политических, экономических, культурных и идеологических проблем античного общества.
 
Вопросы экономической жизни, всегда интересовавшие М. Финли, занимают в этот период одно из главных мест в его научном творчестве. Монография "Античная экономика", переведенная на многие иностранные языки, вывела историка в ряды ведущих исследователей в этой области. Под его редакцией выходят работы, рассматривающие многообразные аспекты хозяйственной деятельности Древней Греции и Рима. Первым в этом ряду стал изданный во Франции сборник статей, посвященный земельным отношениям в античной Греции82. Он положил начало тесным научным контактам ученого с французскими антиковедами, непосредственно участвовавшими в его создании.
 
Редактируя следующий коллективный труд, связанный с историей античного общества, М. Финли обращается к источниковедческому изучению взглядов лидеров афинской демократии на социальные конфликты и проблеме экономического анализа у Аристотеля83.
 
Потребность в создании целостной картины экономики античного мира привела историка к мысли о необходимости изучить более детально, чем он делал это ранее, историю Древнего Рима. В рамках исследовательского семинара по древней истории, существовавшего в Кембриджском университете, М. Финли выступает инициатором написания сборника "Исследование о римской собственности", включив в него статью, в которой рассматривались виды частного владения в Древней Италии до начала правления императора Диоклетиана84.
 
Начало семидесятых годов - пора, когда научные изыскания М. Финли приобретают широкое общественное звучание. 1971 год принес ученому звание члена Британской академии, в секцию древней истории которой помимо него входили такие крупные антиковеды как Е. Де Сен-Круа, А. Момильяно, Р. Сайм и Ф. Уолбанк85. Кроме того, М. Финли являлся иностранным членом Датской королевской (с 1975 г.) и Американской (с 1979 г.) академий86. В 1973-1974 гг. он избирался президентом Классической ассоциации, в 1974 г. был награжден за работы в области истории литературной Вулфсоновской премией87. С 1976 г. по 1982 г. М. Финли возглавляет основанный в 1964 году Дарвин-колледж Кембриджского университета88. Тогда же он становится членом ряда Королевских обществ Великобритании (исторического, покровительства искусствам и др.), а также был выбран в состав зарубежных исторических организаций89.
 
Интересы М. Финли как историка далеко выходили за пределы кабинета и студенческой аудитории. Живя в Великобритании, он печатает антиковедческие статьи в популярных английских и американских журналах и газетах, например, таких как "Листнер", "Нью стейтсмен", "Нью-Йорк ревью оф букс", "Гардиан" и "Нью-Йорк таймс", участвует в радио- и телепередачах. Поэтому полученное в 1979 г. рыцарское звание явилось признанием не только научной и педагогической деятельности М. Финли, но и высокой оценкой его вклада в общественную жизнь Великобритании90.
 
Впервые после многих лет отсутствия М. Финли вновь посещает США для чтения лекций в 1972 г. Эта поездка стала подлинным триумфом историка, изгнанного из родной страны в годы маккартизма91. Лекции, прочитанные в Ратгерском университете были изданы в 1973 г. в виде книги "Античная и современная демократия"92. Данная книга и целый ряд последующих работ отразили интерес исследователя к изучению полисной организации и демократических институтов, преимущественно в Древней Греции93. Возможно, как считал А. Момильяно, в изучение этой проблемы он привносил личные впечатления от столкновения с некоторыми проявлениями американской демократии94. Однако М. Финли полагал, как указывает К. Уитакер, что нельзя прямо использовать выводы из конкретных фактов античной истории для объяснения современных политических процессов95. Это суждение было неодобрительно встречено отдельными представителями западноевропейской марксистской мысли в антиковедении96.
 
Конец 70-х гг. характерен для творчества М. Финли переходом от фрагментарных историографических обзоров к серьезному анализу достижений отдельных историков и исторических направлений в изучении тех или иных проблем истории древнего мира. Причем в наследии ученого не так много работ чисто историографического характера. Большую часть составляют, часто очень обширные, введения к конкретно-историческим работам. Тем не менее, они позволяли М. Финли делать глубокие обобщения, выходя на принципиально иной уровень исследования. Так, например, критический разбор историзма Л. Ранке приводит ученого в одной из поздних работ к попытке создания социальной модели античной истории97. Обращение к моделированию социально-экономических процессов было в свою очередь стимулировано воздействием концепции идеальных типов М. Вебера, творчество которого внимательно рассматривалось в ряде работ ученого98. Важно отметить, что М. Финли анализировал не только и не столько философско-социологическую теорию М. Вебера, но, главным образом, его антиковедческие труды. В целом историографический характер носит изданный за год до смерти самого автора сборник статей "Античная история: свидетельства и модели"99, посвященный двум из его учеников, представляющим, по нашему мнению, наряду с другими "школу М. Финли" - П. Гэрнси и К. Уитакеру.
 
В конце 70-х - начале 80-х гг. М. Финли начинает постепенно отходить от активной преподавательской и административной деятельности, уйдя в отставку с должности профессора древней истории (1979 г.) и с поста главы Дарвин-колледжа (1982 г.). Однако он оставался заслуженным профессором Кембриджского университета вплоть до конца жизни100.
 
Несмотря на преклонный возраст, М. Финли по-прежнему любил общение с друзьями и учениками, путешествия и музыку101. У четы Финли не было детей и смерть горячо любимой жены Мэри, с которой было прожито вместе почти пятьдесят четыре года, стала для ученого невосполнимой утратой. Он внезапно умер на следующий день после ее кончины, 23 июня 1986 г. в возрасте 74 лет102. На смерть ученого откликнулись крупнейшие английские газеты и исторические журналы ряда стран, поместившие на своих страницах, посвященные ему некрологи103.
 
Выдающиеся творческие результаты, методологическая открытость и широта научного кругозора сделали М. Финли одним из самых крупных представителей современного антиковедения.
 

 
1Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). Киев, 1987. С. 40-41.
 
2Who’s Who in America. Chicago, 1976. P. 992.
 
3Momigliano A. Moses Finley // Belfagor. 1986. An. 41. № 5. P. 569; Аверинцев С.С. Голем // Мифы народов мира. В 2 т. Т.1. М., 1987. С. 309; Еврейская энциклопедия. В 16 т. Т.10. Спб., б.г. С. 195..
 
4Momigliano A. Moses Finley and Slavery: A Personal Note // Classical Slavery /Ed. by M.I. Finley. L., 1987. P. 2.
 
5Shaw B.D., Saller R.P. Introduction // Finley M.I. Economy and Society in Ancient Greece. L., 1981. P. IX..
 
6Finley M.I. Class Struggles // The Listener. 1967. Vol.78. № 2003. P. 201.
 
7Ibid..
 
8Ibid.
 
9Idem. Ancient Slavery and Modern Ideology. L., 1980. P. 10.
 
10Idem. Slavery // International Encyclopedia of the Social Sciences /Ed. by D. Sills. N.Y., 1968. P. 307-313.
 
11Idem. Studies in Land and Credit in Ancient Athens 500-200 B.C., the Horos inscriptions. New Brunswick, 1952. P. IX.
 
12Idem. (Finkelshtein). Mandata Principium // Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. Haarlem, 1934. Deel 13. №2. S. 150-169.
 
13Ibid. S. 150.
 
14Shaw B.D., Saller R.P. Introduction. P. IX-X.
 
15Idem. (Finkelshtein). Emporos, Naukleros and Kapelos: Prolégomena to the Study of Athenian Trade // Classical Philology. 1935. Vol.30. №2. P. 320-336.
 
16Hartog F. Entretien avec Moses I. Finley // Finley M.I. Mythe, mémoire, histoire. P., 1981. P. 261.
 
17Ibid.
 
18Социальная философия Франкфуртской школы. М.; Прага, 1978. С. 13.
 
19Штайгервальд Р. Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. М., 1983. С. 277.
 
20Finley M.I. (Finkelshtein). Rec.: The Cambridge Ancient History. Vol.1-10. Cambridge, 1923-1934 // Zeitschrift für sozialforschung. 1935. Bd.4. H.2. S. 289-290.
 
21Idem. Rec.: Ciccoti E. La civilta del mondo antico. Vol.1-2. Udine, 1935 // American historical Review. 1937. Vol.42. №2. P. 277-279; Idem. Rec.: The Cambridge Ancient History. Vol.11. Cambridge, 1936 // Political Science Quarterly. 1939. Vol.54. №4. P. 609-611; Idem. Rec.: Durant W. The Life of Greece. N.Y., 1939 // Political Science Quarterly. 1941. Vol.56. №1. P. 127-129; Idem. Rec.: Farrington B. Science and Politics in the Ancient World. N.Y., 1939; Nilsson M.P. Greek Popular Religion. N.Y., 1940; Parke H.W. A History of the Delfic Oracle. Oxforde, 1939 // Zeitschrift für sozialforschung. 1941. Bd.9. H.4. S. 502-510.
 
22Shaw B.D., Saller R.P. Introduction. P. XI.
 
23The Times. 1986. 26.06. P. 22.
 
24Ibid.
 
25Momigliano A. Moses Finley. P. 569.
 
26Momigliano A. Moses Finley and Slavery... P. 2.
 
27Ibid. P. 3.
 
28Shaw B.D., Saller R.P. Introduction. P.XVI; The Times. P.22;.
 
29Антифашистская солидарность в годы Второй мировой войны (1939-1945). Киев, 1987. С. 132.
 
30The Academic Who's Who. 1975-1976. L., 1975. P. 222; Тишков В.А. История и историки в США. М., 1985. С. 18. Finley M.I. Studies in Land...
 
31История США. В 4-х т. T.4. М., 1987. C. 148.
 
32Там же. С. 147.
 
33De Sanctis M. Moses I. Finley. Note per una biografia intellettuale // Quaderni di storia. 1979. An.5. №10. P. 10-11.
 
34Jay M. The Dialectical Imagination. A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research, 1923-1950. Boston; Toronto, 1973. P. 284-285.
 
35De Sanctis. Moses I. Finley. P. 9.
 
36Jay M. The Dialectical Imagination. P. 285.
 
37Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.33; Finley M.I. Una lettera al "Belfagor" // Belfagor. 1975. Vol.30. №3. P. 344.
 
38Ibid.
 
39Jay M. The Dialectical Imagination. P. 285.
 
40Bohannan P., Dalton G. Karl Polanyi, 1888-1964 // American antropologist. 1965. Vol.67. № 6, p.1. P. 1509.
 
41Ibid. P. 1510.
 
42Ibid.
 
43De Sanctis M. Moses I. Finley. P.4; Shaw B.D., Saller R.P. Introduction. P. XIX.
 
44Polanyi K. Semantics of General Economic History. (Revised). Research project on Origins of economic inst. N.Y., 1953.
 
45De Sanctis M. Moses I. Finley. P. 4.
 
46Finley M.I. Land, Debt and the Man of Property in Classical Athens // Political Science Quarterly. N.Y., 1953. Vol.68. №2. P. 249-268.
 
47Hartog F. Entretien avec Moses I. Finley. P. 256.
 
48De Sanctis M. Moses I. Finley. P. 11.
 
49Finley M.I. The World of Odysseus. N.Y., 1954.
 
50Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. С. 10.
 
51De Sanctis M. Moses I. Finley. P. 11.
 
52Jay M. The Dialectical Imagination. P. 285.
 
53The Academic Who's Who. P. 222.
 
54Nippel W. Nekrolog Moses I. Finley // Historische Zeitschrift. Munchen, 1987. Bd. 244. H.3. S. 750.
 
55The Academic Who's Who. P. 222.
 
56Finley M.I. Marriage, Sale and the Gift in the Homeric World // Revue internationale des droits de l'Antiquité. Bruxelles, 1955. №2. P. 167-194; Idem. Homer and Mycenae: Property and Tenure // Historia. 1957. Bd.6. H.2. P. 133-159; Idem. The Mycenaean Tablets and Economic History // Economic History Review. 1957/58. Ser.2. Vol.10. №1. P. 128-141.
 
57Idem. The Mycenaean Tablets and Economic History. P. 139.
 
58Idem. The Trojan War // Journal of Hellenic Studies. 1964. Vol.84. №1. P. 1-9.
 
59The Greek Historians: the Essence of Herodotus, Thucydides, Xenophon, Polybius /Ed. by M.I.Finley. L., 1959.
 
60Whittaker C.R. Qui êtes-vous, sir Moses? // London Review of Books. 1986. 6.03. P. 10.
 
61Momigliano A. Moses Finley and Slavery... P. 4.
 
62Slavery in Classical Antiquity. Views and Controversies /Ed. by M.I. Finley. Cambridge, 1960.
 
63Finley M.I. Was Greek Civilization based on Slave Labour? // Historia. 1959. Bd.8. №2. S. 145-164.
 
64Idem. The Servile Statutes of Ancient Greece // Revue internationale des droits de l'Antiquité. 1960. Ser.3. Vol.7. №2. P. 165-189; Idem. The Black Sea and Danubian Regions and the Slave Trade in Antiquity // Klio. 1962. Vol.40. H.1. P. 51-59; Idem. Between Slavery and Freedom // Comparative Studies in Society and History. 1964. Vol.6. №2. P. 233-249; Idem. La servitude pour dettes // Revue historique de droit francais etétranger. 1965. Ser.4. An.43. №1. P. 159-184; Idem. Technical Innovation and Economic Progress in the Ancient World // Economic History Review. 1965. Ser.2. Vol.18. №1. P. 29-45.
 
65Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963. С. 66; Каллистов Д.П., Нейхарт А.А., Шифман И.Ш., Шишова И.А. Рабство на периферии античного мира. Л., 1986. С. 7.
 
66Кошеленко Г.А. О некоторых проблемах становления и развития государственности в древней Греции // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987. С. 38-73; Маринович Л., Кошеленко Г. Уроки античной демократии // Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С. 326-327.
 
67Finley M.I. Ancient Slavery and Modern Ideology. L.; N.Y., 1980.
 
68Ibid. P. 159.
 
69The Academic Who’s Who. P. 222.
 
70Who’s Who in America. P. 992.
 
71Hartog F. Entretien avec Moses I. Finley. P. 261.
 
72The Academic Who's Who. P. 222.
 
73Who’s Who 1981. L., 1981. P. 863.
 
74Finley M.I. The Greeks: the Growth of the Polis // The Listener. 1961. Vol.65. №1659. P. 176-178.
 
75Idem. Aspects of Antiquity: Discoversies and controversies. L., 1968.
 
76Idem. A History of Sicily. Ancient Sicily to the Arab Conquest. L.; N.Y., 1968.
 
77Idem. Storia della Sicilia antica. Bari, 1975. P. II.
 
78Idem. Early Greece: the Bronze and Archaic Ages. L., 1970.
 
79Atlas of Classical Archaeology /Ed. by M.I. Finley. L., 1977.
 
80Finley M.I., Pleket H.W. The Olimpic Games: The First Thousand Years. L., 1976.
 
81Штаерман Е.М. Рец.: M.I. Finley. The Ancient Economy. Berkley a. Los Angeles, 1973 // ВДИ. 1977. № 2. С. 165-175; Историография античной истории. М., 1980. С. 251-252; Кошеленко Г.А. Экономика Древней Греции в современной зарубежной литературе // Древний Восток и античный мир. М., 1980. С. 118-127; Античная Греция. Проблемы развития полиса: в 2-х т. Т.1. М., 1983. С. 234-236.
 
82Problèmes de la terre en Grèce ancienne /Ed. par M.I. Finley. P., 1973.
 
83Studies in Ancient society /Ed. by M.I. Finley. L., 1974.
 
84Studies in Roman Property /Ed. by M.I. Finley. Cambridge, 1976.
 
85The Academic Who's Who. P.222; The World of Learning 1986. L., 1985. P. 1284.
 
86Who’s Who 1981. P. 863.
 
87Literary and Library Prises. N.Y.; L., 1980. P. 521.
 
88Nippel W. Nekrolog Moses I. Finley. S. 750.
 
89Who’s Who 1981. P. 992.
 
90Momigliano A. Moses Finley. P. 570.
 
91Ibid.
 
92Finley M.I. Democracy Ancient and Modern. L., 1973.
 
93Idem. The Use and Abuse of History. L., 1975; Idem. Economy and Society in Ancient Greece; The Legacy of Greece: A New Appraisal /Ed. by M.I. Finley. Oxford, 1981; Idem. Authority and Legitimacy in the Classical City-State. København, 1982; Idem. Politics in the Ancient World. Cambridge, 1983.
 
94Momigliano A. Moses Finley and Slavery... P. 3.
 
95Whittaker C.R. Qui êtes-vous, sir Moses? P. 10.
 
96Momigliano A. The Greeks and Us // The New York Review of Books. 1975. Vol.22. 16.10. P. 37.
 
97Finley M.I. Soziale Modelle zur antiken Geschichte // Historische Zeitschrift. 1984. Bd.239. H.2. S. 265-308.
 
98Idem. The Ancient City: from Fustel de Coulanges to Max Weber and Beyond // Comparative Studies in Society in History. 1977. Vol.19. №3. P.305-327; Idem. Max Weber und der griechisches Stadtstaat // Max Weber der Historiker /Hg. J. Kocka. Göttingen, 1986. S. 90-106.
 
99Idem. The Ancient History: Evidence and Models. L., 1985.
 
100Who’s Who 1981. P.863; Momigliano A. Moses Finley. P. 570.
 
101Who’s Who 1972. N.Y., 1972. P. 1066.
 
102Classical Slavery. P. IX.
 
103The Daily Telegraph. 1986. 27.06. P. 12; The Times. P. 22; Momigliano A. Moses Finley. P. 569-571; Nippel W. Nekrolog Moses I. Finley. P. 750-753.
 

 

Опубликовано: Античный вестник: Сб. науч. трудов /Омский гос. ун-т. Омск, 1999. Вып. IV-V. С. 80-100.
 

скачать файл article1.rar
 

  ПУБЛИКАЦИИ Статья 2 >>>


Сайт управляется системой uCoz